Асинхронные двигатели АИР. История, особенности, производители
На самом деле, данная маркировка появилась более 30 лет назад. На территории стран социалистического лагеря были разработаны единые стандарты, их разработчик - Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности "Интерэлектро", которая была учреждена на основе Соглашения, подписанного правительствами ряда стран, включая СССР, 13 декабря 1973 года.
Маркировка "АИ" обозначает "асинхронные электродвигатели Интерэлектро". АИР - их разновидность для внутренних продаж и экспорта.
Данные двигатели унифицированны по рядам мощностей, установочных размеров и других характеристик.
Сегодня двигатели АИР производит ряд заводов, некоторые из них: в России - "Мосэлектромаш", Ярославский электромашиностроительный завод (ОАО "ELDIN") и в Украине - СЛЭМЗ, Могилевский завод "Электродвигатель" и крупнейший - Харьковский электротехнический завод Укрэлектромаш (ХЭЛЗ).
Виды обозначения в серии АИР
В серии АИ принято три вида обозначения: базовое, основное и полное. Базовое обозначение — это сочетание элементов символов, которые определяют серию, его мощность, частоту вращения (обозначение серии, вариант увязки мощности к установочным размерам, высоту оси вращения, установочный размер подлине станины и длина магнитопровода статора, число полюсов), например: АИР200 Мб (серия АИ, увязка по варианту Р, высота оси вращения 200 мм, длина корпуса по установочным размерам М, число полюсов 6).
Основное обозначение — это сочетание базового обозначения электродвигателя с обозначением вида защиты и охлаждения, электрической и конструктивной модификации, специализированного исполнения и исполнения по условиям окружающей среды, например: АИРБС100М4НПТ2 (АИР100М4 — базовое обозначение, Б — закрытое исполнение с естественным охлаждением без обдува, С — с повышенным скольжением, Н — малошумные, П — с повышенной точностью установочных размеров, Т — для тропического климата, 2 — категория размещения).
Полное обозначение — сочетание основного обозначения с дополнительными электрическими и конструктивными характеристиками, например: АИРБС100М4НПТ2 220/380 В, 60IM218I, КЗ-Н-3, F-100, (АИРБС100М4НПТ2 — основное обозначение, 220/380 В — напряжение, 60 — частота сети, IM2181 — исполнение по способу монтажа и по концу вала, КЗ-Н-3 — исполнение выводного устройства и число штуцеров, F100 — исполнение фланцевого щита).
Итак, полное стандартизованное обозначение описывает практически все характеристики двигателя и имеет вид - АИР ХХХ ДПСИ, КККК ММММММ ЗЗЗЗ, где
АИР - обозначение серии;
ХХХ – габарит, высота оси двигателя в миллиметрах (56, 63 … 355);
Д – длина пакета статора, установочный размер (А, В, L, S, M);
П – число пар полюсов;
СИ – специальное исполнение ( Б, Е, Е2, Ж, Р3, Ш, П, Ф, А, Х2);
КККК – исполнение по климатическим условиям (У1…У3, УХЛ2, УХЛ4, Т2, ОМ2);
ММММММ – способ монтажа (IM1081, IM2081, IM2181, IM1082, IM2082, IM5010);
ЗЗЗЗ – степень защиты оболочки (IP44, IP54, IP55).
Конструктивные исполнения двигателей АИР
Электродвигатели АИР имеют следующие конструктивные исполнения
-
основное;
-
по окружающей среде (тропическое, химическое, для сельского хозяйства);
-
по установочным размерам;
-
имеющие дополнительные функции (фазный ротор, электромагнитный тормоз), повышенный пусковой момент, узкоспециальные и другие функции.
Преимущества двигателей АИР:
-
простота конструкции;
-
отличная ремонтопригодность
-
невысокая цена
-
низкий уровень шума
-
высокий класс нагревостойкости изоляции
-
высокая степень защиты электродвигателя от влаги
-
оптимальная компактность
-
высокий КПД
-
отсутствие подвижных контактов
Двигатели АИР обладают привлекательными свойствами и с точки зрения изготовителя, и с позиции потребителя.
Благодаря простой конструкции эти двигатели легко производить, обслуживать и ремонтировать.
Устройство работает непосредственно от сети с переменным током, а множество вариантов исполнения (по монтажу, защите, климатическим условиям и пр.) позволяет эксплуатировать асинхронный двигатель практически в любых условиях, в том числе в помещениях с присутствием агрессивных сред.
Мотор обладает высоким коэффициентом полезного действия. В зависимости от конкретного типа этот показатель достигает 85%. Он пригоден для использования в оборудовании непрерывного цикла, например, в приводных узлах конвейеров, транспортеров и т. п.
Асинхронный двигатель высоко надежен и редко выходит из строя. Он успешно претерпевает кратковременные механические перегрузки.
Мотор как нельзя лучше подходит для целей автоматизации производственных процессов. Совокупность таких качеств, как надежность, легкость монтажа, простота обслуживания, неприхотливость к условиям эксплуатации делают его незаменимым в деле поддержания автоматической работы устройств.
Практически каждый асинхронный двигатель в соотношении цены и качества оказывается исключительно выгодным приобретением.
Китайские АИР
Если ранее двигатели АИР производили только участники "Интерэлектро", сегодня серию активно производит Китай. В связи с распространенностю маркировки китайские производители имеют возможность изготавливать большие объемы продукции по одним стандартам, что очень выгодно. Для выпуска данных двигателей достаточно соблюдения стандартов и предписаний по тех.характеристикам.
Однако китайские двигатели имеют ряд недостатков, которые заставляют относится к ним настороженно. Первейшие из них это, конечно, качество материалов и сборки. Отечественные двигатели, по общему мнению потребителей, значительно выигрывают в качестве. Убедиться в этом вы можете сами!
Узнать больше